4x4 туризм - Клуб


Клуб любителей внедорожных путешествий.
search must be here
Репортажи :: Покатушки :: Покатушки 24 Июня 2006

Новости

Репортажи

Календарь

Статьи

Подготовка

Маршруты

О Клубе

Ссылки

Counters must be here
Покатушки 24 Июня 2006




Время с 2006-06-24 по 2006-06-24.

Маршрут Москва - Щёлково - Клюквенный - Болото - Москва.

24 Июня покатушки планируются в районе Красноармейска близь Огуднево.

Место встречи: N56 02.301 E38 11.874, пересечение Р-110 (трасса Щёлково-Фряново) и А-107 (первая «бетонка»).
Время встречи - 11-00 Суббота 24-ое.
Жлеющие ехать в пятницу могут отправиться ночевать к озеру - N56 03.637 E38 11.197 или N56 03.400 E38 11.670

Задача мероприятия – выяснение возможностей автомобилей в области преодоления «ковровых» болот. Рекомендуется иметь забродники, сенд траки, удлинители…

До места событий предполагается лёгкий офф-роуд подходящий для стандарта. Само болото возможно преодолимо и для стандарта, но участникам на стандартных машинам рекомендуется только смотреть… или собирать прошлогоднюю, сладкую клюкву.
Желающие могут остаться на ночевку, на берегу симпатичного, но людного в это время лесного озера.

По вопросам участия связываться со мной или приезжать на место встречи…
(903)523 49 99, (495) 778 84 73


Трек

Карта

Регламент

Заявки

Результаты



Отчеты
Покатушки по Мёртвому Озеру автор Фороcен©о
Этим материалом и прошедшими покатушками я открываю серию мероприятий «Покатушки Мастер Класс» и материалов по их следам.

В первую очередь это попытка сделать покатушки более осмысленными и полезными. Во вторую сделать покатушки интересными конкретно для меня (старый формат мне поднадоел). В последнюю очередь это попытка систематизировать знания и накопленный в оффроуде опыт, как мой, так и участников наших мероприятий. А что из этого выйдет… увидим!

На мой взгляд хорошо бы занятие за занятием отрабатывать конкретный элемент бездорожья или конкретное снаряжение. Конечно же этот формат мероприятия не означает, что человек редко ездящий на покатушки так и не научится пользоваться хайджеком если пропустил посвященное этому мероприятие.

«Покатушки Мастер Класс» не ограничивают возможности участия новых людей!



Возможно, в рамках «Мастер Класса» удастся реализовать важную программу – аттестация участников мероприятия по тем или иным внедорожным предметам. Если каждый из участников мероприятия однажды лично мне сдаст экзамен по технике пользования например лебёдкой то и эффективность и долговечность девайса и безопасность участников будут больше гарантированы… Но это перспективы… возможно нереализуемые или далекие…




Шоссе встречало непривычным отсутствием пробок. Уже в 11:00 колонна двинулась в путь.

В паре километров от места встречи колонна свернула в лес…

Дорога по разобранной железнодорожной насыпи представлявшая интерес для катания весной теперь была отшлифована колесами легковушек.

Четыре половиной километра и лесному «асфальту» и мы на «месте».

Старая просека в сторону болота уже через пятнадцать метров приветствует завалами…

Руками, топорами и бензопилами с полчаса расчищаем просеку попутно удаляя сорную растительность…



Новая дорога оказалась не слишком проезжей и у берега болота моя машина крепко повисла на огромном пне.

Кстати, тема сегодняшней покатушки – «теория и практика преодоления ковровых болот».



В операции по моему спасению было задействовано два хайджека и множество рук. Машину внесли в болото… как то еле-еле машина поползла… удалившись на некоторое расстояние от берега я остановился в ожидании последователей.



Теперь о «теории». Для езды по мягким поверхностям перво-наперво «сдуваемся» то есть спускаем давление в шинах. Что бы ускорить процесс сброса и, потом накачки воздуха на бездорожье я извлекаю ниппеля и закручиваю только колпачки (железные и герметичные). Итак, давление сброшено. По-хорошему надо проверить манометром, но я делаю всё на глаз… думаю примерно 0,15. На таком давлении легко «разуться» (разбортировать колёса), «провернуть» камеру (срезать сосок) или просто набрать сучков между диском и шиной, что повлечёт утечку воздуха в бескамерном колесе.

Я полагаю, что буду стараться избегать резких моневров (да что там, в болоте надо ехать только по прямой, делая повороты очень плавной дугой), а колей и сучков – главных врагов низкого давления, тут нет.



Прежде чем начать движение надо чётко спланировать траекторию движения и проверить маршрут на наличие пеньков, буров ям, канав и пр…

В болоте трогаемся исключительно «в натяг». Никаких пробуксовок! Для таких условий дизель с большим крутящим моментом и сверх низкий ряд раздатки предпочтителен.

Иногда для того чтобы тронутся необходимо качнуть машину – начать троганье, но не дожидаясь букса отжать сцепление, дать машине откатиться на пару сантиметров назад и плавно отпуская сцепление двинуться вперёд… возможно такую процедура придётся повторять многократно.

Когда машина пошла, то не нужно нажимать газ! Машина может уверенно ехать на холостых оборотах и при этом несущественное увеличение тяги приведёт к подрыву травы и застреванию.

И пилоту и штурману в болоте лучше выйти из машины и подталкивать её. Иной раз автомобилю не хватает одной «лошадиной» силы, а 80 кг на борту – перегруз.

В болоте существенное преимущество имеют автомобили меньшей массы и с большими колесами.



Отвлечёмся на колеса…. Ширина или высота? Что важнее для болот? Многие считают, что важнейшим фактором в проходимости на болоте является ширина колеса. Мои наблюдения и ощущения этого не подтверждают.

Трудно сопоставить плюсы от чуть меньшего давления и минусы от возросшего сопротивления. Впрочем, уравнение будет с большим количеством переменных: Ширина диска, особенности конкретной модели шины… ну и конечно же важно сколько весит автомобиль! Несомненно, что шина шириной 8” на автомобиле до 2 тонн будет хуже чем 10”, а вот про колесо 12” уже так с ходу не скажешь… Впрочем, это всё-таки вопрос личных предпочтений. Очевидно, что не все болота одинаковы… более того каждое имеет свои особенности, тем более в разное время года…

Самое главное это высота профиля колеса! Посадочный диаметр нужен меньше, а наружный больше. Одинаковые колеса на 15” и 16” имеют разную способность «плющиться».




Итак, первый и однозначный вывод колеса перед болотом спускать! Давление – 0,1-0,6 А, в зависимости от модели шины, машины, диска…



Вернёмся на место действий. Следующий автомобиль сумевший далеко заехать в болото – Нива. Большие колеса, в сочетании с низким весом автомобиля, плюс расторопные помощники и машина достигает и даже чуть опережает меня. К этому моменту мой автомобиль стоявший с включенным двигателем немного притопился. Чем дольше автомобиль в болоте тем труднее его будет достать! Работающий мотор, улучшает процесс впрессовки и влипания машины в болото.



Отсюда второй вывод: Прежде чем сунуться в болото надо иметь наготове средства спасения и продумать пути отступления. Застрявшую машину глушим (для бензиновых моторов это вдвойне актуально, так как выхлоп в такой ситуации стремиться попасть в салон) и расторопно организуем спасение.



Следующий игрок на поле боя – УАЗ – шины Simex «джангл трекер», лебёдка ComeUp 9000… портальные мосты… Автомобиль уверенно опережает меня, но вскоре садиться.

Экипаж готов к такому повороту событий: достают корозащиту, разматывают трос.



Следующий важный момент – за что лебедиться в болоте?

Добираемся до берёзы диаметром сантиметров 15. Откапываем мох вокруг ствола в поисках корней. Просовываем корозащитку под корнями и за стволом.

Пилот натягивает лебёдку и помогает колесами, а штурман натягивает трос и …придерживает берёзу. Пожалуй это не лучший вариант с точки зрения безопасности – и трос рядом (в случае обрыва может задеть штурмана) и дерево может свалиться. Значит Штурман и пилот должны быть предельно внимательным!

Самое важное – ни в коем случае не давать прокручиваться колесам быстрее чем двигается автомобиль. В крайнем случае (дабы снизить нагрузку на сцепление) помогаем лебёдке короткими пробуксовками.

Трос лебёдки должен быть всегда натянут и если машина «пошла», то лучше надавить на сцепление и протянутся ещё немного только лебёдкой. Это потребуется для исключения рывков на лебёдке, предотвращения пробуксовки колес и для сохранения дерева – якоря лебёдки.



Третий вывод: Никогда не буксуем в болоте как бы этого не хотелось! С лебёдкой или без – колеса только в натяг.



Машина проехала ещё немного и опять села. Все попытки использовать другие березы не привели к успеху – одно дерево сломалось, у другого лопнули корни. Однако это поворот событий не останавливает наших покорителей болота – штурман уже разматывает стометровый удлинитель!



Четвёртый вывод: Удлинитель – обязательное оборудование для прохождения болот.



Генеральное направление движения задано мной, но тем не менее ребята делают ошибку – лебедятся прямо на берёзу. Ошибка – неверно закреплён удлинитель – вектор движения задан неверно.

УАЗ «дотягивается» до берёзы и перед ней упирается. Корневая система дерева образует непреодолимое препятствие в болоте. Машина уперлась и прорвала дёрн. Теперь движение возможно только вниз! Машина начинает плавное погружение.



Глубина болота, как правило, 1-2 метра (в основном 1,5). Существенно реже встречаются болота глубиной 2,5-4 метра. В нашем случае это вообще не болото – озеро, поверхность которого, затянута «ковром». Глубину болота легко замерить сухой ёлкой: отламываем слишком тонкий кончик и поступательными движениями пробиваем мох (заодно и лишние сучки с нашего шеста удалим). На Мёртвом Озере высота ковра полметра, глубже вода и твёрдое глиняное дно. Говорят тут есть глубины аж до 6 метров. Мне собственноручно глубже 3,5 обнаружить не удалось.

Место, в котором застрял и начал тонуть УАЗ имело глубину до 1,5 м.



В то время пока экипаж уза пытался двигаться вперёд на поле бое поочередно вышли две семидесятки. Первая без лебёдки и с бензиновым мотором… Дальше чем на корпус этому автомобилю въехать в болото никак не удавалось! Приём «газ в пол» тут явно не работал.

Следом в болото плюхнулась семидесятка на широченных боггерах и с лебёдками.

Как мне показалось автомобиль не существенно лучше других продвинулся в болото и тоже «присел»… Собственно говоря наступление было уже остановлено… По просьбам трудящихся побоявшихся соваться в болото, но желающих поколбасится я объявил отступление.

Наибольшую тревогу вызывал УАЗ к этому момент набравший воду в фильтр.



Эвакуация. Пока автомобиль едет колесами, да ещё и с лебёдкой он может заехать очень далеко! А вот что делать если теперь, когда машина далеко, а лебёдка или мотор не работает?



С берега Размотали две лебёдки – электрику «Викинга» и механику «Дискавери». Зацепили и потянули! Но не тут то было! Машина прорвала ковер и теперь могла двигаться только вмести с ним! Конечно же это колоссальная нагрузка! Ладно если порвётся трос. Бывают и другие случаи: мост оказавшись под дёрном болота и создавая максимальное сопротивление просто отрывался!



Пятый вывод: Чтобы вытащить автомобиль из полыньи в ковре болота его необходимо втянуть на ковёр!



Два хайждека и сендтраки и запасное колесо в качестве базы для них и автомобиль немного приподнимается. Теперь вертикально втыкаем сендтраки перед колесами и тянем машину лебёдками. Если снедтраки встали правильно, то машина на них вползёт, если видно, что движения нет, а грузка растёт необходимо повторить процедуру с поднятием хаджеками.



Шестой вывод: В болоте Сендтраки являются необходимым оборудованием.



Машина выползла на ковер и поехала существенно легче.



Теперь проверили уровень масла – он немного увеличился, значит в картере есть вода. Попутно разбираем и сливаем воду из фильтра. Откручиваем пробку слива масла и сливаем воду (это актуально если мотор был заглушен до попадания воды и не было попыток его завести) до тех пор пока не пошло масло. Заводим и проверяем давление масла. После пяти - десяти минут работы двигателя можно проверить щуп – убедиться что нет эмульсии.

Если в моторе эмульсия, то необходимо поменять масло. Скорее всего одна замена масла не поможет – много воды и эмульсии может остаться в полостях головки блока цилиндров.



Итого Для движения в болоте:



1. Спускаем колеса.



2. Никогда не буксуем.



3. При возможности покидаем автомобиль и толкаем его.



4. Лебедимся за корни, а не стволы.



5. Придерживаем дерево за которое лебедимся.



6. При лебежениии помогаем колесами.



7. Никогда не едем по колее.



8. Заранее выбираем траекторию движения.



9. не делаем резких маневров (лучше ехать только прямо)



10. Обязательно имеем Удлинитель, Хайджек и СендТраки.



11. Промеряем глубину болота.

  

Отчеты, Рассказы участников
2006-06-26 Покатушки по Мёртвому Озеру автор Фороcен©о

Фотоотчеты



Конференция



Реклама

Extreme Tyre : Интернет - гипермаркет внедорожных шин и дисков



Место для вашей рекламы.
   расценки на размещение.


VVV.RU  Rambler's Top100